Наш чатик

Телеграм чат начинающих программистов. Общаемся и помогаем друг другу

Если ссылка не открывается, можно найти нас в поиске по чатам @rubyrush или пойти другими путем

Ошибки и исключения

В этом уроке мы узнаем, какие бывают в программах ошибки, как правильно реагировать на разные виды ошибок, что такое и как работают исключения в Ruby. И как различать разные виды ошибок, как их предупреждать.

Мы научимся не бояться ошибок, разберём глобальные причины ошибок: непонимание постановки задачи, баги и исключения. А также узнаем как работает конструкция begin-rescue, зачем там нужен ensure и как ловить только конкретные типы ошибок в Ruby.

План урока

  1. Какие бывают ошибки и как с ними бороться
  2. Что такое исключения и почему они важны
  3. Как работать с исключениями в Ruby

Ошибки в программах

Программные ошибки — наверное, самая обсуждаемая тема среди программистов, так как процесс написания программ связан с решением довольно творческих задач по относительно строгим правилам.

Грубо говоря, программу вы придумываете сами, но пишете её по строгим законам языка и технологии, поэтому если вы нарушаете какие-то правила, ваша программа в определённых ситуациях будет ломаться и не давать нужного результата.

Но как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Вот и ошибок в программировании бояться не стоит, нужно лишь для себя понимать как реагировать и предупреждать разные виды ошибок.

Какие бывают ошибки?

Практически все ошибки можно отнести к одной из трёх групп

  1. Ошибки программиста, связанные с неправильно написанным кодом

Это опечатки, забытые запятые или скобки, из-за которых программа может даже и не компилироваться. Эти ошибки как правило становятся видны на первых же этапах написания и запуска программ.

Про эти ошибки не нужно особо никак париться, они есть у всех (у новичков больше, у опытных – меньше), они исправляются «по ходу пьесы».

  1. Ошибки программиста, связанные с неверным пониманием задачи («баги»)

Баги — это ошибки, которые не заметно во время написания и первого запуска программы. Это ошибки в логике программы.

Например, по четным дням недели светофор должен после 22 часов переключаться в режим желтого света. А оказалось, что он это делает во все дни, кроме последнего дня каждого месяца.

А все бегут-бегут!

Во время постановки задачи забыли явно сказать «в любой день года», с другой стороны программист должен был догадаться или уточнить у заказчика. Вроде бы никто не виноват, но программа работает не так, как надо.

И таких ошибок полно в любой программе, даже самой простой. Если вы были внимательные — заметили, что в программах нашего курса мы частенько исправление таких ошибок оставляем как домашнее задание для пытливого студента.

Исправление багов — неотъемлемая часть работы программиста, не важно занимаетесь ли вы этим на профессиональном или любительском уровне.

Не надо пытаться писать программу без багов, это невозможно. Нужно сфокусировать свое внимание на том, чтобы как можно подробнее и нагляднее описать для себя задачу и тщательно ее реализовать. Все остальное придет только с опытом.

Есть конечно некоторые техники, помогающие уменьшить число багов. Но о них мы будем говорить в следующей части курса.

  1. Внешние ошибки, исключения

Наконец, если вы всё написали идеально, опечаток, ошибок и багов в вашей программе нет — то обстоятельства при запуске программы могут сложиться так, что ей не суждено выполнится.

Например, вы попытались открыть какой-то файл, но в этот момент полетел жёсткий диск, или вы хотели создать новый файл, а на диске кончилось место. Светофор должен загореться желтым, но вдруг выключили электричество.

Такой нештатный режим работы программы называется исключение (англ. exception). Ниже мы расскажем как с ним работать.

Как обрабатывать исключения?

В прошлом уроке мы уже демонстрировали, что будет в нашей программе для отправки почты, если, например, указать неправильный пароль к почте: мы получим ошибку авторизации.

Это и есть исключение. Давайте посмотрим, что мы можем с ним сделать.

Работать будем на основе нашей программы для отправки почты из урока про библиотеки RubyGems, скопируйте файл send_mail.rb в новую папку c:\rubytut\lesson19 (как обычно для урока создаём новую папку).

Конструкция begin-resque

Для того, чтобы программа не вылетала при появлении какого-то исключения, нам необходимо участок программы, где может возникнуть ошибка написать внутри специальной конструкции begin-resque:

begin
  # код, который может вызвать ошибку
rescue
  # этот код выполнится, если ошибка произойдет
end

Работает эта штука так. Программа доходит до begin (по англ. начать) и продолжает выполняться дальше как ни в чём не бывало. Если между строчками begin и rescue ничего страшного не произошло, то дойдя до слова rescue программа перескакивает на end и движется дальше, как будто никакого begin-rescue она и не встретила вовсе.

Если же между строками begin и rescue программа поймала исключение: какой-то метод сломался и выдал ошибку наподобие тех, что мы видели в конце 15-го урока, то программа тут же переходит на слово rescue (по-англ. спасти) и начинает выполнять инструкции, которые написаны между rescue и end.

Там разработчики пишут код, который должен сообщить пользователю о том, что произошла ошибка и, если надо, заканчивают программу, а если можно продолжать работу программы — продолжают.

...
rescue
  puts "Не удалось отправить письмо"
end

Ключевое слово ensure

Между rescue и end можно добавить ещё одно ключевое слово ensure (по-англ. убедиться):

begin
  # код, который будет выполняться, пока не возникнет ошибка
rescue
  # код, который будет выполнен, если возникнет ошибка
ensure
  # код, который будет выполнен всегда в конце
end

Тогда если программа не встретила на своём пути от begin до rescue никаких ошибок, то она переходит не на end, а на ensure и перед тем, как закончить возиться с нашей конструкцией, выполняет все инструкции из блока ensure-end.

Если же ошибка возникла, то программа после выполнения всех инструкций после rescue выполняет также инструкции после ensure.

То есть, инструкции в блоке ensure-end будут выполнены в любом случае.

...
ensure
  puts "Попытка отправки письма закончена"
end

Получение данных об исключении

Описанный способ ловли ошибок с помощью begin-rescue — самый примитивный и простой. С его помощью мы не можем сообщить пользователю что же конкретно пошло не так.

Ошибка в пароле, нет сети или неправильный email адресата — один чёрт. Всё равно, всё что напишет программа пользователю: «Не удалось отправить письмо».

Это не хорошо, т.к. всех нас бесит, когда кто-то не делает то, что мы просим и даже ничего не объясняет. Хорошо бы сообщить пользователю, что именно не сработало и как ему можно исправить эту ситуацию, чтобы всё-таки выполнить задуманное.

Давайте уберём (или лучше закомментируем) все строчки, связанные с обработкой ошибок. Чтобы ошибки снова начали вылезать наружу: нам нужно их изучить.

Комментировать строчку в Sublime можно комбинацией Ctrl+/:

# begin
... # то, что между begin и rescue, не надо комментировать
# rescue SocketError
#   puts "Не удалось отправить письмо"
# ensure
#   puts "Попытка отправки письма закончена"
# end

После этого снова накосячим, введя неправильный пароль от почты, с которой мы хотим отправить письмо.

После этого программа выдаст ошибку, в тексте которой нас интересует то, что идёт в скобочках после первого сообщения о том, что что-то пошло не так (найдите глазами это место):

... (Net::SMTPAuthenticationError)

Это так называемый тип (класс) ошибки, которая произошла.

Зная этот класс мы сможем поймать именно эту конкретную ошибку и уже в этом случае будем уверены, что пользователь (то есть вы, ведь в программе используется ваш почтовый адрес для отправки) ошибся при вводе пароля.

Уберите значки комментариев #, которые мы поставили чуть раньше и допишите к rescue условие

begin
  ...
rescue Net::SMTPAuthenticationError => error
  puts "Вы неправильно указали пароль: " + error.message
end

Обратите внимание на то, что название класса полностью совпадает с тем, что мы увидели при запуске программы, когда неправильно указали пароль.

А также на то, что после этого имени класса мы написали знак равно и знак больше (которые вместе образовали стрелочку =>), и еще слово error.

error — это временная переменная, куда записывается ошибка, которая произошла. Да, ошибка это тоже объект. Его можно использовать после rescue, чтобы вывести сообщение об ошибке.

Теперь, если мы снова ошибёмся с паролем, программа напишет нам

  Вы неправильно указали пароль: 535 Incorrect authentication data: authentication failed for <my_mail@mail.ru>

Ловим исключения: SocketError и Net::SMTPSyntaxError

Чтобы поймать ещё два исключения (когда нет сети и когда пользователь сделал ошибку в почтовом адресе), мы добавим ещё два блока rescue сразу под первым (или над, главное, чтобы они шли друг за другом):

begin
  ...
rescue SocketError
  puts "Не могу соединиться с сервером. "
rescue Net::SMTPSyntaxError => error
  puts "Вы некорректно задали параметры письма: " + error.message
rescue Net::SMTPAuthenticationError => error
  puts "Неправильный пароль, попробуйте еще: " + error.message
ensure
  puts "Мы постарались отправить письмо."
end

Это напоминает конструкцию case-when: если в блоке begin-rescue (от begin до первого rescue) возникает ошибка, Ruby смотрит, что за класс у этой ошибки и в зависимости от класса заходит в один из нескольких вариантов. Если класс ошибки SocketError — выполнятся инструкции между rescue SocketError и end (или другим rescue, смотря чем заканчивается блок).

Если доступа в интернет нет, то во время отправки почты будет отправлена ошибка SocketError, а если почта, например, не содержит символа @ (собака), то Pony создаст исключение Net::SMTPSyntaxError. В каждом из этих случаев мы напишем пользователю о том, что случилось.

Осталось только перенести наш вывод строчки с фразой, что письмо успешно отправлено в конец блока begin, так как нам надо сделать так, что если письмо не отправилось, то эта строчка не выводится.

Ошибка возникнет в длинном методе Pony.mail, так что до команды puts дело просто не дойдёт. Что нам и нужно.

  begin
    ...
    puts "Письмо отправлено!"
  rescue
    ...
  rescue
    ...
  end

Правила ловли исключений

Напоследок сформулируем небольшие правила написания программы, в которой могут быть исключения:

  1. Не доверяйте пользователю, будьте всегда готовы, что самый прилежный пользователь введёт данные неправильно.

И ни в коем случае не стоит его за это винить: новые пользователи ваших будущих программ часто просто не знают, что нужно вводить, другие пользователи могут просто опечататься.

Надо прощать такие ошибки людям, ведь если вы посмотрите на мир вокруг вас, огромное количество программ и устройств именно так и поступает. А те, которые не дают вам право на ошибку, как правило, крайне бесят.

  1. Ловите только конкретные ошибки: не стоит ловить вообще все исключения.

Самые критические должны происходить и действительно ломать ход вашей программы, не стоит страховаться от всего сразу (да это и невозможно, количество всевозможных ошибок исчисляется сотнями).

Представьте самые частые конкретные исключения, которые могут произойти в определенных местах вашей программы и защитите пользователя только от них.

  1. Некоторые ошибки — критичны.

При написании программы вы должны чётко для себя решить, какие ошибки заканчивают её работу, а какие игнорируются или просто как-то влияют на ход выполнения.

Если пользователь опечатался, можно попросить его ввести данные ещё раз, а вот если вы хотите в вашей программе отправить письмо, а компьютер не подключён к сети — не стоит просить пользователя повторно ввести пароль или запускать бесконечный цикл ожидания связи. Можно просто спокойно сообщить об этом и выйти. Если конечно вы не почтовый сервер пишете :)

Ещё пара примеров.

Вспомните программу, которая выводила один из афоризмов. Если нам не удалось открыть файл, выводить нечего, поэтому выполнение программы не имеет смысл продолжать.

В программе Виселица мы открывали файл, чтобы прочитать картинку с изображением виселицы: это нужно для красоты. А если вдруг картинка не открылась, мы просто пишем об этом пользователю, но на основной ход программы это не влияет.

Ситуации бывают разные и понимание, как обрабатывать исключения в том или ином случае, к вам придёт с опытом. Главное, не пугайтесь ошибок: это всего лишь иной ход развития вашей программы, который обычно даже опытные программисты не учитывают.

Поэтому достаточно помнить об этом и внимательно относиться к тем, методам, которые связаны с внешним миром (файлами, сетью и т. п.) — тогда вы уже обойдете в этом вопросе многих более опытных программистов!

Напомню, что на этом уроке мы научились не бояться ошибок, разобрали глобальные причины ошибок: непонимание постановки задачи, баги и исключения. А также узнали как работает конструкция begin-rescue, зачем там нужен ensure и как ловить только конкретные типы ошибок.